Расщепление личности как последствие детской травмы.
Своё наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии.
Немецкие исследователи Годфрид Фишер и Питер Рьедессер определяют травму следующим образом: «Травма — это витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира» (Fischer und Riedesser, 1999, S. 79) .
|
|
|
|
|
|
Будет ли травмирующей или стрессовой ситуация, зависит от защитных механизмов человека и от внешней среды, то есть понятие травмы относительно.
Травма в отличие от стресса, всегда существенна, ее последствия затрагивают глубинные слои психики, имеют продолжительное воздействие на тело, разум и психику, в целом на жизнь человека и его самовосприятие.
Если мать или отец травмированы, они не могут полностью эмоционально открыться ребенку, поскольку их пугает контакт с травмированными частями себя. Ребенок, эмоционально тесно связанный со своими родителями, становится также вовлеченным в переживание этой травмы, и впоследствии в своих отношениях будет повторять рано усвоенные паттерны переплетения.
Такие паттерны могут передаваться из поколения в поколение, неся с собой скрытую опасность повторной травматизации в будущих поколениях. Травматический опыт может вызывать серьезные нарушения привязанности, которые, в свою очередь, увеличивают вероятность травматизации в жизни каждого отдельного члена системы.